Подготовка рабочих кадров. Направление главного прорыва. Президентская программа подготовки управленческих кадров "Стратегическое развитие компании" (тип А) Стратегия подготовки рабочих кадров

Приложение 1

к Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров


и формирования прикладных квалификаций до 2020 года
Современное состояние системы начального профессионального
и среднего профессионального образования в Российской Федерации

  1. Общая характеристика

Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена является неотъемлемой частью сферы образования и одним


из важных компонентов обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития Российской Федерации в целом.

Отечественная сфера начального и среднего профессионального образования и подготовки прошла сложный исторический путь становления – от разрозненных мастерских и ремесленных школ к сети фабрично-заводских училищ и далее,
к полноценной системе профессионально-технических училищ и техникумов. При этом на всех этапах своего развития система начального профессионального
и среднего профессионального образования формировалась в соответствии
с социально-экономической ситуацией в стране, обеспечивая в различные периоды исторического развития государства квалифицированными рабочими кадрами
и специалистами среднего звена реальный сектор экономики и социальную сферу.

Основы ныне действующей в Российской Федерации системы начального профессионального и среднего профессионального образования заложены
в середине прошлого века, когда в системе образования были сначала выделены,
а затем организационно оформлены начальный и средний уровни профессионального образования.

Данная система охватывает подготовку по программам начального профессионального, среднего профессионального образования и программам профессиональной подготовки в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО), а также в учебных центрах предприятий и в подразделениях вузов.

Существование совокупности уровней профессионального образования,
а также дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки позволяет гражданам Российской Федерации выбирать различные пути (траектории) получения профессионального образования и повышения квалификации.

Значительные изменения система российского профессионального образования в период с 2008 по 2012 годы претерпела в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики.

Важным событием этого периода стала передача в собственность субъектов Российской Федерации федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования в соответствии
с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г.
№ 2413-р.


«Об образовании в Российской Федерации» и государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» задало новый вектор развития системы профессионального образования
и профессионального обучения.

В настоящей Стратегии система подготовки рабочих кадров


и формирования прикладных квалификаций охватывает область образования, включающую реализацию образовательных программ, результаты подготовки
по которым соответствуют с 2 по 6 уровням квалификаций для разработки профессиональных стандартов:

программы профессионального обучения (профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка по профессиям рабочих (служащих);

программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)
и программы подготовки специалистов среднего звена (образовательные программы среднего профессионального образования);

практико-ориентированные программы бакалавриата (образовательные программы высшего образования).


2. Основные показатели
Система начального профессионального и среднего профессионального образования включает государственный и негосударственный секторы.
При этом подготовка рабочих кадров с начальным профессиональным образованием осуществляется только в государственных образовательных учреждениях.

Государственный сектор системы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена представляет собой разветвленную сеть, включающую:

4 444 государственных образовательных учреждений (в том числе
1 719 образовательных учреждений НПО и 2 725 образовательных учреждений СПО);

212 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих программы НПО и СПО


(в том числе 33 высших учебных заведения, реализующих программы НПО,
и 179 высших учебных заведений, реализующих программы СПО).

Общий контингент обучающихся составляет 2 779,9 тыс. человек, в том числе: в учреждениях НПО обучается 472,4 тыс. человек; учреждениях СПО – 1 984,4 тыс. человек; в высших учебных заведениях по программам НПО обучается 9,9 тыс. человек; в высших учебных заведениях по программам СПО обучается 207,2 тыс. человек.

Всего во всех видах государственных образовательных учреждений
по программам НПО обучается 817,0 тыс. человек, по программам СПО –
2 319,1 тыс. человек. В 2012 году на программы НПО принято 686,8 тыс. человек,
на программы СПО – 729,0 тыс. человек, что в целом составило
1 137,9 тыс. человек.

В государственном секторе выпуск по программам НПО и СПО


в 2012 году составил 936,8 тыс. человек, из них: по программам НПО –
435,5 тыс. человек; по программам СПО – 501,3 тыс. человек.

Государственные образовательные учреждения профессионального образования занимают преобладающее место в подготовке рабочих кадров


и специалистов среднего звена.

В негосударственном секторе осуществляется подготовка специалистов среднего звена в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также подготовка рабочих кадров


по краткосрочным программам профессиональной подготовки на базе учебных центров корпораций. Всего функционирует 256 негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования
с общим контингентом 102,7 тыс. человек и 16 структурных подразделений высших учебных заведений, реализующих программы СПО, с общим контингентом 3,3 тыс. человек.

За последние 5-7 лет в государственной системе подготовки рабочих кадров наблюдается тенденция ежегодного сокращения числа учреждений, сокращения приема и сокращения численности выпускников учреждений НПО и СПО.


На ситуацию влияет как неблагоприятный демографический тренд, обусловленный снижением рождаемости в 1990-х годах, так и смещение общественных предпочтений в части выбора образовательной траектории в пользу высшего образования.
Финансирование системы начального профессионального

и среднего профессионального образования
В 2012 году консолидированный бюджет НПО и СПО составил
188 659,0 млн. рублей.

При росте консолидированного бюджета НПО и СПО в абсолютном значении на 8,3 процента доля консолидированного бюджета НПО и СПО


в общем объеме консолидированного бюджета на образование сократилась
с 9,7 процента в 2008 году до 7,4 процента в 2012 году.

В период с 2010 по 2012 годы произошла передача большинства федеральных образовательных учреждений НПО и СПО на региональный уровень, в связи с чем наблюдается тенденция увеличения доли бюджета субъектов Российской Федерации в общем объеме консолидированного бюджета НПО и СПО. Если в 2006 году доля федерального бюджета Российской Федерации в общем объеме консолидированного бюджета НПО и СПО составляла 39,5 процента, то в 2011 году она составляет 26,5 процента.

Также в последние пять лет проводится активная реструктуризация сети учреждений НПО и СПО, что привело к перераспределению объемов консолидированных бюджетов НПО и СПО в сторону увеличения
на 17,3 процента доли консолидированного бюджета СПО.

По данным исследований, средний годовой бюджет одного образовательного учреждения системы СПО находится в пределах от 50 до 100 млн. рублей. Согласно экспертным оценкам, среднестатистическая структура бюджета образовательного учреждения СПО распределена следующим образом: 70-90% - бюджет субъекта Российской Федерации, 10-20% - средства работодателей, 5-10% - собственные средства.

Таким образом, на фоне роста общего объема средств, направляемых
из бюджетов разных уровней на сферу образования, и наряду с тенденцией
к росту абсолютных объемов финансирования, имеются признаки снижения доли расходов на НПО и СПО в консолидированном бюджете
на образование. Наиболее быстрыми темпами происходит снижение расходов
на НПО, что связано со структурными изменениями в системе профессионального образования. Основную нагрузку по финансированию НПО и СПО продолжают нести бюджеты разных уровней государственного управления. Потенциал внебюджетного финансирования, в том числе за счет средств работодателей, используется недостаточно.
Трудоустройство выпускников и призыв в Вооруженные Силы

Российской Федерации
В 2012 году распределение по каналам занятости выпускников системы профессионального образования очной формы обучения характеризуется следующими пропорциями:

устроились на работу: 54% выпускников с СПО, 55% выпускников


с НПО (с 2009 по 2012 годы этот показатель уменьшился на 2 % в СПО
и на 5% в НПО);

призваны на военную службу: 17% выпускников с СПО,


22% выпускников с НПО;

продолжили обучение: 19% выпускников с СПО, 13% выпускников


с НПО;

находятся в отпуске по уходу за ребенком: 3% выпускников с СПО,


5% выпускников с НПО.

В целом необходимо отметить относительно высокий уровень занятости выпусков системы профессионального образования как уровня НПО,


так и СПО, который за последние годы составляет не ниже 90 процентов, чему способствовали принимаемые меры по корректировке структуры
и объемов подготовки, содействию трудоустройству выпускников (создание специализированных служб содействия трудоустройству на базе образовательных учреждений профессионального образования, организация стажировок выпускников, профориентационная работа и т.п.).

Важным моментом, продолжающим активно влиять на процесс трудоустройства выпускников является их призыв на срочную службы


в ряды Вооруженных сил Российской Федерации.
Кадровый потенциал
В учреждениях профессионального образования, осуществляющих подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена, работает:

НПО – 185,5 тыс. штатных работников, в том числе руководящих работников 19,1 тыс. человек, педагогических работников 86,5 тыс. человек, мастеров производственного обучения 42,1 тыс. человек;

СПО – 342,3 тыс. человек, в том числе руководящих работников
26,9 тыс. человек, преподавателей 136,3 тыс. человек, мастеров производственного обучения 11,7 тыс. человек.

В расчете на одного преподавателя в учреждениях НПО приходится


10 человек, в СПО – 12 человек обучающихся.

Практически все сто процентов преподавателей в учреждениях СПО,


а в учреждениях НПО 87,7 процента преподавателей и 36,0 процентов мастеров производственного обучения имеют высшее профессиональное образование.

В системе начального профессионального и среднего профессионального образования работает около 200 докторов наук и 4,3 тыс. кандидатов наук.

Одной из проблем кадрового обеспечения профессионального образования является старение педагогических кадров. Особенно остро она обозначилась
в учреждениях НПО, где основную долю составляют преподаватели и мастера производственного обучения в возрасте от 36 до 59 лет (65 процентов), а около
11,5 процента составляют преподаватели и мастера производственного обучения свыше 60 лет.

Годовую потребность страны в специалистах рабочих профессий, составляющую по прогнозу на 2015 год около 2 млн. человек, система профессионального образования обеспечивает примерно наполовину. В целом это соответствует ситуации в других странах, где соотношение пятьдесят на пятьдесят распределяется между отраслью образования и, соответственно, системой подготовки рабочих кадров в результате переобучения и получения новых профессий.

Первые шаги

На заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике в октябре прошлого года Д.А. Медведев отметил: «Чтобы экономика развивалась, нужны профессиональные рабочие кадры, которых нам очень не хватает».

К сожалению, до последнего времени российская система «настройки рабочих рук» находилась в тяжёлом положении. Молодых людей готовили без учёта реальных кадровых потребностей, весьма приблизительным было ориентирование на рынок труда, выпускники колледжей и техникумов обычно работали не по специальности, отсутствовали у них и практический опыт, и реальное знание производства. В последние годы правительство страны эту ситуацию старается исправить.

В рамках национального проекта «Образование» решалась задача адаптации профессионально‑технического образования к потребностям конкретных отраслей и регионов, максимального приближения обучения к производству. В то время материальная поддержка оказывалась учебным заведениям, успешно внедряющим современные программы. В общей сложности с 2007 по 2009 год было выделено около 9 млрд. рублей из федерального бюджета и почти столько же привлечено регионами на условиях софинансирования, причем средства работодателей в этом процессе составили 63 процента.

За период реализации национального проекта государственную поддержку получили 32 лучшие региональные комплексные программы развития профобразования по десяти приоритетным отраслям экономики. Системным эффектом этих усилий стало то, что на сегодняшний день во всех краях, областях и республиках страны разработаны и внедряются собственные программы развития системы профессионального образования. Для подготовки рабочих кадров и специалистов были созданы новые элементы образовательной инфраструктуры, ставшие точками роста в местных системах профобразования. Сформировано 400 ресурсных центров и 12 межрегиональных отраслевых ресурсных центров, объединяющих 333 техникума и колледжа почти из 70 регионов России.

Субъект становится объектом

Новые подходы к решению проблемы намечены в федеральной целевой программе развития образования на 2011‑2015 годы, причём главный акцент сделан на государственной поддержке региональных систем профессионального образования. Правительство исходит из того, что все эти учебные заведения всё‑таки должны быть региональными, и только регионы могут чувствовать, как обстоят дела, как выравнивать диспропорции на рынке труда и обладать реальным прогнозом потребности в кадровых ресурсах.

Сегодня создание современной системы профессиональной подготовки стало зоной совместной ответственности и партнёрства государства, бизнес‑сообщества и образовательных организаций.

Правительство РФ в 2014 и 2015 годах в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» продолжит государственную поддержку региональных программ развития профобразования. На эти цели предусмотрено ежегодное выделение не менее 1 млрд. рублей. Основными здесь являются следующие элементы:

  • достижение соответствия квалификации выпускников профессиональных образовательных организаций требованиям экономики (по каждому региону будет обеспечена высокая доля выпускников, устроившихся на работу по специальности);
  • консолидация ресурсов бизнеса и государственных образовательных организаций для реализации программ развития, следовательно, обязательным условием станет софинансирование;
  • обеспечение многообразия программ формирования профессиональных квалификаций, предоставляемых различным категориям населения, в том числе и взрослому на протяжении всей трудовой деятельности.

Для дальнейшей модернизации необходимо создание условий по успешной социализации обучающихся. Минобрнауки РФ считает принципиально важным, чтобы в каждом субъекте страны, который получит субсидию на поддержку своей программы развития профобразования, был детализирован, уточнён прогноз потребности в рабочих кадрах на десятилетие в разрезе профессий и объёмов подготовки, а сеть образовательных организаций и их профиль приведены в соответствие с этими перспективами. В 2014-2015 годах будет осуществлена поддержка 45 региональных программ развития.

Пилотные проекты

Формирование модельных организаций профобразования министерство планирует осуществить в соответствии с проектом «Подготовка рабочих кадров для социально-экономического развития регионов», разработанным вместе с Минэкономразвития, Минфином РФ и Международным банком реконструкции и развития. Временные рамки охватывают 2014-2018 годы, в десятке регионов поддержат пилотные проекты для распространения на всю страну лучшей практики, типовых решений, учебно-методических материалов и тренажёров. Предусматривается создание около 50 соответствующих самым современным требованиям организаций профобразования, в которых будут разработаны или обновлены модульные программы подготовки рабочих кадров, отводящие практической подготовке на территории предприятия или учебно-производственном участке не менее 50 процентов времени.

В пилотных регионах предполагается сформировать и современные инфраструктурные единицы сети профобразования, которые обеспечат взаимодействие рынка труда и образовательных организаций, подготовку студентов к участию в межрегиональных, национальных и международных конкурсах профмастерства, учебно-методическое сопровождение деятельности региональной сети по всей России, обучение и повышение квалификации по рабочим профессиям с помощью коротких адресных программ. Планируемый объём финансирования проекта за счёт займа Всемирного банка составит 12,8 млрд. рублей. Задача совершенствования системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена связана с развитием её гибкости в реагировании на вызовы инновационной экономики в условиях глобализации, улучшением качества в соответствии с приоритетами экономического развития регионов, расширением возможностей для различных категорий граждан в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

Перспективными направлениями в региональных программах модернизации профобразования должны стать следующие: формирование новой инфраструктуры профессионального образования и обучения (ППО), концентрация и оптимизация ресурсов для подготовки кадров; развитие содержания и технологий; усиление роли бизнеса в развитии и функционировании системы ППО; обеспечение общедоступности и социальной защищенности обучающихся.

Министерство образования и науки РФ видит две первоочередные задачи.

Во-первых, оптимизация сети образовательных учреждений НПО и СПО.

В последние годы сложились два типа образовательных учреждений:

  • монопрофильные многоуровневые учреждения, отличающиеся большой степенью специализации, поскольку ориентированы на потребности определенного заказчика, например, учебные заведения по подготовке кадров для авиационной, металлургической или химической промышленности;
  • многопрофильные учебные заведения в регионах, где нет устойчивого спроса на одну или несколько специальностей, отличающиеся высокой гибкостью программ, в том числе ДПО, способностью быстро менять содержание образования под потребности рынка и созданные, как правило, в результате реорганизации нескольких образовательных учреждений (и это тоже результат оптимизационных процессов в сфере СПО и подготовки рабочих кадров), либо техникумы и колледжи, расположенные в малых городах, сельской местности и выполняющие значение социокультурных центров.

Федеральный закон № 273 позволяет на базе обоих типов образовательных учреждений создавать вместе с работодателями гибкую инфраструктуру подготовки кадров по так называемым коротким и длинным программам.

Это могут быть кафедры и структурные подразделения на предприятиях, ресурсные центры, центры коллективного доступа, многофункциональные центры прикладных квалификаций.

Второй важнейшей целью является повышение кадрового потенциала. В учреждениях профобразования работает 220 тыс. педагогических работников, в том числе 40 тыс. мастеров производственного обучения. Многие из них не имеют педагогического образования. А такие реалии, как введение ФГОС, задача расширения категорий обучающихся граждан, требуют непрерывного совершенствования педагогической квалификации. Поэтому важно развитие методической сети в системе профтехобразования, создание городских, региональных научно-методических центров, формирование межрегиональных советов по профессиональному образованию.

Не следует забывать и о старении педагогических коллективов. В учреждениях НПО и СПО более 50 процентов преподавателей и мастеров производственного обучения находятся в возрасте от 36 до 59 лет, еще около 10 процентов перешагнули 60-летний рубеж. Решить задачу повышения качества кадрового потенциала можно только совместными усилиями образовательных учреждений и работодателей. Это может быть привлечение в систему СПО педагогов из реального сектора экономики, повышение квалификации и стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения.

В соответствии с указом Президента РФ от 7 мая 2012 года зарплата преподавателей и мастеров производственного обучения СПО будет доведена до средней по экономике только к 2018 году. По итогам мониторинга 2012 года в системе НПО она составила в среднем 62 процента от заработной платы в экономике в целом, а у работников учреждений СПО - 80 процентов.

О центрах прикладных квалификаций

Указом Президента РФ «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки» поставлена задача формирования многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путем преобразования в такие центры существующих учреждений НПО и СПО. Исполнение указа должно обеспечить преодоление разрыва между потребностями экономики в квалифицированных рабочих и реальным уровнем их подготовки в системе профессионального образования и профессионального обучения.

Что же это за центры? Они представляют собой организации или структурные подразделения организаций, осуществляющие деятельность по реализации коротких интенсивных практикоориентированных программ. Их развитие позволит обеспечить охват всех возрастных групп населения от 15 лет, гибко и оперативно реагировать на обновление технологий. Минобрнауки РФ направлены в органы исполнительной власти субъектов федерации методические рекомендации по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций.

Приоритетом деятельности центра является подготовка кадров, способных трудиться на высокопроизводительных рабочих местах, в отраслях, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики страны и её субъектов. Квалификация, получаемая выпускниками после завершения учебы по таким программам, как правило, соответствуют третьему‑шестому уровням.

Решения о создании центров органами исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющими управление в сфере образования, принимаются исходя из анализа стратегий (программ) экономического развития региона, потребностей рынка труда в высококвалифицированных кадрах, а также возможностей удовлетворения этих потребностей существующей сетью профобразования.

Важным фактором, способным повлиять как на решение об открытии центра, так и на выбор механизмов его создания, является готовность организаций - потенциальных потребителей кадров к тем или иным формам участия в его создании и деятельности.

Как правило, субъектом Российской Федерации центры формируются на базе существующих подведомственных организаций НПО и СПО, выбор которых осуществляется с учетом их соответствия таким основным требованиям, как развитое взаимодействие с работодателями и их объединениями, оснащение современным оборудованием, необходимым для практикоориентированной подготовки, обеспечивающий ее подготовку кадровый потенциал.

Учебный центр профессиональной квалификации как самостоятельная организация может быть создан либо путем учреждения новой организации, либо путем реорганизации учредителем существующих организаций, в том числе учреждений НПО и СПО, либо путем внесения изменений в устав существующих учреждений этого уровня профессионального образования.

Новые возможности

Каким же образом предполагает сконцентрировать свои усилия министерство?

1. Создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений, в том числе путем:

  • более активного перевода образовательных учреждений в автономные;
  • обеспечения равного доступа к бюджетным средствам для образовательных организаций различных организационно‑правовых форм.

2. Способствовать снижению инвестиционных рисков при вложениях в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления профобразованием, к которым относятся наблюдательные и попечительские советы.

3. Предоставить возможности для повышения эффективности управления образовательными учреждениями.

Министерство разрабатывает целый пакет инициатив в сфере расширения частно‑государственного партнерства и повышения финансовой устойчивости образовательных учреждений. В них ставятся вопросы о субсидировании процентных ставок субъектам, инвестирующим заемные средства в развитие инфраструктуры подготовки кадров, о предоставлении права заключать концессионные соглашения на имущество, принадлежащее государственным бюджетным учреждениям на праве оперативного управления.

Рассматривается и возможность предоставления права образовательным организациям, являющимся бюджетными учреждениями, быть учредителями и участниками - в том числе совместно с другими лицами - хозяйственных обществ, среди которых могут быть учебно‑производственные тренировочные центры и малые молодежные предприятия.

Внедрение новых экономических механизмов требует совершенно иной квалификации руководящего состава образовательных учреждений. Следует организовать повышение квалификации и профессиональную переподготовку руководителей техникумов и колледжей, организовать в регионах работу по формированию кадрового резерва и назначению руководителей ссузов с учетом мнения работодателей.

Горизонты развития

Минобрнауки РФ подготовлена и размещена на официальном сайте Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года. На коллегии министерства этот проект рассмотрен и в целом одобрен.

Важнейшей целью воплощения документа в жизнь является создание в стране современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, способной обеспечивать качественную и эффективную подготовку в соответствии с потребностями экономики и общества, гибко реагировать на социально‑экономические изменения и вызовы инновационной экономики, предоставлять широкие возможности для различных категорий граждан в приобретении необходимых навыков и прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности.

Одной из основ эффективности образовательной организации сегодня является востребованность выпускников на рынке труда. Этот критерий в прошлом году вошел в мониторинг эффективности вузов. Но стоит отметить, что он не менее важен и для учреждений среднего профессионального образования.

Основным постулатом, который заложен Минобрнауки РФ в стратегию, является обеспечение соответствия квалификации выпускников требованиям экономики. Потребности работодателей в трудовых ресурсах должны реализовываться в связке с образовательными организациями.

Для достижения этой цели планируется провести ряд мероприятий, направленных на консолидацию ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Проект стратегии предусматривает актуализацию региональных программ развития профессионального образования с учетом введения в действие закона «Об образовании в Российской Федерации».

  • Режим занятий 5 дней в неделю (будни 18.30 - 21.20, возможно обучение в субботу 10.20 - 17.30)
  • Выдаваемый документ Диплом о профессиональной переподготовке
  • Реализующее подразделение
  • Направление подготовки
  • Место проведения занятий г. Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д. 16.

Поступление

Целевая группа

  • собственники бизнеса;
  • руководители, менеджеры высшего и среднего звена компаний, финансовых учреждений и кандидаты на эти позиции;
  • заинтересованные в приобретении знаний и навыков, которые позволяют разработать и реализовать долгосрочный стратегический план развития.

Документы для приема

Условия поступления

Теоретическая подготовка (освоение когнитивных компетенций)

Стратегический менеджмент. Экономика для менеджеров. Основы менеджмента (общий и сравнительный менеджмент). Финансы организации. Основы маркетинга.

Профессиональная подготовка (освоение функциональных и личностных компетенций)

Бизнес-модели и методы стратегического менеджмента. Стоимость компании: оценка и управление. Деловая игра "Бизнес-курс: Корпорация плюс". Управление корпоративными рисками. Управление проектами. Управление человеческими ресурсами. Развитие профессиональных и личностных навыков менеджера. Организационное поведение. Деловая игра "Компетенции эффективного менеджера". Психология делового общения.
Дисциплины по выбору (1 из 5): Деловая игра "Менеджмент инноваций". Правовые основы управления. Логистический менеджмент. Форсайт как инструмент управления стратегическим развитием компании. Взаимодействие государства и бизнеса в условиях современных политических трансформаций.

Работа над проектом

Разработка концепции проекта. Тренинг "Технологии презентации проекта". Моделирование бизнес-процессов. Управление проектами и программами проектов. Бизнес-планирование и технико-экономическое обоснование проекта. Разработка финансовой модели проекта с использованием ПП "Альт-Инвест". Деловая игра "Работа над проектом". Подготовка презентации проекта.

Иностранный язык

Английский язык.

Особенности программы:

  1. 29 дисциплин, направленных на изучение и закрепление навыков разработки долгосрочной стратегии развития предприятия, личный и профессиональный рост участников.
  2. Преподаватели - профессора, кандидаты наук, бизнес-практики и эксперты консалтинговых проектов для компаний: «Ростелеком», «Климов», «Октябрьская Железная дорога», «ТГК-1», «Фосагро» и других.
  3. 82% аудиторного времени (454 часа) - это практические занятия, тренинги и деловые игры. Участники узнают не только, что нужно делать, чтобы разработать работающую стратегию компании, но и как реализовать её на практике.
  4. 180 часов - изучение иностранного языка для того, чтобы лучше понимать бизнес-терминологию, уверенно чувствовать себя на переговорах с иностранными партнерами и использовать иностранные источники информации для получения новых знаний и идей.
  5. Обязательный элемент обучения - работа над проектом. Каждый участник программы разработает стратегию развития предприятия, направления или отдела, реализация которого позволит закрепить конкурентные преимущества компании.
  6. Индивидуальные консультации по разработке проекта.
  7. 3 деловых игры и 1 тренинг: «Компетенции эффективного менеджера», «Бизнес-курс: корпорация плюс», «Работа над проектом», «Технологии презентации проекта».
  8. Стажировка в России или за рубежом после завершения обучения.

Подготовка квалифицированных рабочих осуществляется в профессионально-технических училищах, а также в учебных комбинатах и непосредственно на производстве. В прошлом численность рабочих, подготавливаемых непосредственно на предприятии, в несколько раз превышала масштабы подготовки кадров рабочих в системе профтехобразования - хотя и стоит отметить, что подготовка проводилась по относительно простым профессиям, не требующих длительных сроков освоения.

Кадровая политика предприятия в части подготовки кадров может иметь различную направленность -- от ориентации на сиюминутные интересы, на подготовку узкоспециализированных рабочих, умеющих выполнять одну-две конкретные операции, до ориентации на долгосрочные интересы (подготовка рабочих широкого профиля на базе серьезной теоретической подготовки).

Многое зависит от объективных и субъективных моментов: выбора стратегии развития предприятия, типа производства, глубины операционного разделения труда, от финансового состояния предприятия, от экономической грамотности руководства предприятия и т.д.

Современная система подготовки должна учитывать как интересы предприятия в более быстром заполнении вакантных рабочих мест, экономии на издержках, связанных с затратами на обучение (но при этом не стоит забывать пословицу «Скупой платит дважды» -- имея в виду необходимость затрат на последующее повышение квалификации и переподготовку), так и интересы рабочего -- получить полноценную профессиональную подготовку (хотя некоторых могут устраивать быстрые сроки подготовки и последующего получения заработка). Далее, необходимо учитывать, что подготовка кадров -- это лицензируемая деятельность. Иными словами, предприятие, прежде чем получить лицензию на ее проведение, обязано доказать свои возможности ее осуществления на уровне требований установленных стандартов качества обучения.

Важной задачей управления персоналом на предприятии является правильное определение численности рабочих, которых следует обучить той или иной профессии, а также выбор форм подготовки кадров. В определении объема подготовки исходят из общей потребности в кадрах, кадровой стратегии в трудообеспеченности предприятия (например, достаточно часто применяется набор рабочей силы со стороны только на низшие разряды), балансовых расчетов потребности рабочей силы в профессиональном разрезе и источников ее пополнения, из планов профессионально-квалификационного продвижения собственных рабочих. При этом важно умело сочетать перспективное планирование (опирающееся на выявление реальной потребности предприятия в кадрах) с постоянными корректировками планов, в которых должны учитываться изменения в структуре производства и подвижностью рабочей силы (прежде всего в связи с текучестью кадров).

Другая важная задача управления персоналом -- оценить возможности обеспечения надлежащего уровня подготовки рабочих по достаточно сложным профессиям на предприятии, а при ее отсутствии -- найти более рациональный путь решения этой задачи с использованием других образовательных структур, т.е. ориентироваться на подготовку на стороне. Здесь должны быть учтены:

  • - структура необходимой профессиональной подготовки по ее сложности и срокам, по требованиям к теоретической и практической компоненте обучения;
  • - наличие на предприятии соответствующей материальной базы и квалифицированного педагогического персонала, опыта в подготовке кадров;
  • - финансовые возможности предприятия для подготовки кадров на стороне.

По профессиям, подготовку по которым предприятие будет вести самостоятельно, решается вопрос о формах такой подготовки. По остальным профессиям -- о размещении заказов на подготовку в учебных заведениях государственной системы подготовки кадров либо на промышленных предприятиях, специализирующихся на выполнении образовательных услуг.

Подготовка новых рабочих (не имевших ранее профессии) осуществляется на предприятии по индивидуальной, групповой и курсовой формам обучения. Такая подготовка должна включать не только производственное обучение, но и изучение теоретического курса в объеме, обеспечивающем освоение профессиональных навыков начальной квалификации, необходимых в условиях автоматизированного производства. Сроки такого обучения составляют от 3 до 6 месяцев - в зависимости от сложности приобретаемой специальности. Заканчивается обучение сдачей квалификационного экзамена и присвоением рабочему определенного тарифного разряда.

При индивидуальной форме подготовки каждый обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному рабочему, мастеру или другому специалисту - либо включается в состав бригады, где его производственным обучением руководит бригадир или другой член бригады. Теоретический курс индивидуальной подготовки изучается обучающимся самостоятельно.

При групповой форме обучающиеся объединяются в учебные бригады и выполняют работу согласно учебной программе под руководством бригадиров-инструкторов. Численный состав учебных групп устанавливается в зависимости от сложности изучаемой профессии и производственных условий.

Курсовая форма подготовки используется для обучения рабочих особо сложным профессиям, требующим значительного объема теоретических знаний и освоения различного вида работ, которыми невозможно овладеть на рабочем месте. Теоретическое обучение при этом производится в учебно-курсовых комбинатах либо в специализированных (в том числе, и лицензированных частных) учебных заведениях.

Для современного этапа характерны расширение сферы деятельности по подготовке кадров на одних предприятиях и сворачивание этой деятельности, сопровождающееся сокращением численности работников в отделах подготовки кадров, -- на других.

Оказание платных услуг одних предприятий другим начиналось с предприятий-производителей новой техники, которые организовывали курсы для рабочих предприятий -- заказчиков этой новой техники.

В настоящее время подготовка кадров предприятиями проводится и по традиционным профессиям, не связанным непосредственно со спецификой продукции самого базового предприятия. Например, Региональный центр подготовки персонала (РЦПП) «ЕВРАЗ - Сибирь» имеет соответствующие лицензии и проводит обучение как собственных, так и сторонних работников по 444 специальностям, включая такие «экзотические», как официант и менеджер по туризму.

Рынок услуг в области подготовки кадров одних предприятий другим -- как форма подготовки кадров -- в большей мере соответствует рыночной экономике: потребность в рабочей силе удовлетворяется на договорной основе между предприятиями (независимо от их отраслевой принадлежности), расположенными в непосредственной близости друг к другу.

Сам процесс обучения в условиях договорных отношений определяется интересами участвующих сторон, что и обусловливает различия в сроках, содержании, методах профессиональной подготовки. Более того, подготовка кадров на договорной основе за соответствующую плату является своего рода гарантией для реального трудоустройства работника.

В случае заключения тройственного договора (предприятие -- работник -- учебное заведение) оговариваются обязанности каждой из сторон:

  • - предприятия -- в отношении места работы, организации и оплаты труда, элементов социального обслуживания. При этом оговариваются требования к уровню квалификации работника, сроки его обязательной отработки. Последнее предусматривается, если была осуществлена специальная материальная поддержка работника во время обучения за счет предприятия;
  • - учебного заведения -- в отношении сроков и качества обучения;
  • - работника -- в отношении согласия на занятие данного рабочего места и подготовку либо переподготовку.
В продолжение темы:
Отношения

Необыкновенное. Загадочное. Непостижимое. Диковинное. Невиданное. Чудесное… Богат набор слов, означающих неведомое. И действительно, разве мало в нашей жизни, в истории...

Новые статьи
/
Популярные